Экономические реформы 1985 - 1991 гг?

История | 5 - 9 классы

Экономические реформы 1985 - 1991 гг.

В чем заключается радикальный характер провозглашенного курса на переход к рынку?

Ответить на вопрос
Ответы (1)
Tobik99 15 янв. 2020 г., 23:59:29

В первой половине 80 - х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные.

Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса.

В ноябре 1982 года на 76 - м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.

И. Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966 г.

- Первый секретарь ЦК КПСС).

Сменивший его Ю.

В. Андропов, бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры.

За пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов.

Несколько оживилась экономика, повысилась дисциплина.

Однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия.

После смерти Ю.

В. Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем был избран 73 - летний К.

У. Черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства.

В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54 - летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.

С. Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название "перестройки" и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.

Период "перестройки" можно разделить на два этапа : 1) 1985 - 1988 гг.

- попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно - командной системы управления.

2) 1989 - 1991 гг.

- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.

К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране ("путч" августа 1991 г.

), роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период.

1. Экономическое содержание "перестройки".

В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики.

В основу экономической политики была положена концепция "ускорения социально - экономического развития страны".

Выдвинутая апрельским (1985 г.

) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.

), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года.

"

Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста.

Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2, 3 - 2, 5 раза.

Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно - технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний".

Основными из них были : антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др.

В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.

С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину.

В ряде мест ликвидировались винно - водочные заводы, вырубались виноградники.

В итоге антиалкогольной кампании производство винно - водочных изделий значительно сократилось.

Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн.

Декалитров водки и 323 млн.

Декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно.

Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн.

Декалитров.

5 ( * )

Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно : - была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др ; - увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками ; - участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей ; - значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.

Впервые после войны был включен денежный станок.

В результате подобного рода кампаний государственный финансово - кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать.

Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими :

Sleepwalking 2 авг. 2020 г., 13:25:12 | 10 - 11 классы

Какой период отечественные истории и почему называют эпохой "Великих реформ"?

Какой период отечественные истории и почему называют эпохой "Великих реформ"?

Что вам известно о предпосылках этих реформ?

Охарактеризуйте основное содержание реформ.

Могли ли, на ваш взгляд, реформы быть более радикальными?

Tatyanafalko 20 авг. 2020 г., 06:57:50 | 5 - 9 классы

В чем заключается радикальный характер провозглашенного курса на переход к рынку?

В чем заключается радикальный характер провозглашенного курса на переход к рынку?

Почему руководство ссср так и не приступило к его реализации?

Den7may 8 мая 2020 г., 09:44:32 | 10 - 11 классы

Установите соответствие между проводившимися в СССР, рф экономическими реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей страны РЕФОРМЫ А) Переход на управление промышленностью по территориальному?

Установите соответствие между проводившимися в СССР, рф экономическими реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей страны РЕФОРМЫ А) Переход на управление промышленностью по территориальному принципу Б) Совершенствование планирование и экономического Стимулирования в промышленном производстве В) Радикальные экономическая.

Переход к рыночной отношениям Г) Ускорение социально - экономического развития СССР на основе достижений научно - технического прогресса РУКОВОДИТЕЛИ 1.

Е. Т.

Гайдар 2.

Н. С.

Хрущев 3.

М. С.

Горбачев 4.

А. Н.

Косыгин 5.

И. В.

Сталин.

Baby142 26 сент. 2020 г., 07:11:23 | 5 - 9 классы

В чем заключается радикальный характер курса на переход к рынку?

В чем заключается радикальный характер курса на переход к рынку?

Chingiz2012 23 сент. 2020 г., 21:26:09 | 5 - 9 классы

Можно ли назвать реформы, проводимые в Италии в начале XX в?

Можно ли назвать реформы, проводимые в Италии в начале XX в.

, радикальными и почему?

АлександраРехкайнен 31 мар. 2020 г., 06:10:43 | 5 - 9 классы

Можно ли было иным способом обеспечить переход к рынку?

Можно ли было иным способом обеспечить переход к рынку?

(российская экономика на пути к рынку).

Ягр141 17 апр. 2020 г., 07:23:42 | 5 - 9 классы

Почему народное движение приобретало всё более радикальный характер?

Почему народное движение приобретало всё более радикальный характер?

Настюхашамота 17 сент. 2020 г., 08:13:22 | 5 - 9 классы

Чем отличается экономический курс Малин кова от экономического курса Хрущёва?

Чем отличается экономический курс Малин кова от экономического курса Хрущёва.

Malinka1406 27 авг. 2020 г., 14:01:25 | 5 - 9 классы

Объясните, почему Петру I удалосьосуществить радикальные реформы, аПетру III – нет?

Объясните, почему Петру I удалосьосуществить радикальные реформы, аПетру III – нет?

Alinushka7 20 нояб. 2020 г., 12:37:27 | 5 - 9 классы

В чём заключался новый курс Рузвельта?

В чём заключался новый курс Рузвельта?

Перед вами страница с вопросом Экономические реформы 1985 - 1991 гг?, который относится к категории История. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.