История | 10 - 11 классы
Роль церкви в 19 веке в России.
Как изменилось положение Русской православной церкви в 18 веке?
Как изменилось положение Русской православной церкви в 18 веке?
( что нового произошло и какую роль она играла в жизни страны?
).
РОЛЬ ЦЕРКВИ В УСИЛЕНИИ МОСКВЫ?
РОЛЬ ЦЕРКВИ В УСИЛЕНИИ МОСКВЫ.
Роль церкви в общественной жизни Руси в 15 - 16 веках?
Роль церкви в общественной жизни Руси в 15 - 16 веках.
Помогите Пожалуйста.
Какова роль Земских соборов в истории России начала 17 века?
Какова роль Земских соборов в истории России начала 17 века?
Какова роль Земских соборов в истории России начала 17 века?
Какова роль Земских соборов в истории России начала 17 века.
1)Назовите историческое событие сыгравшее положительную роль в России 19 века, и объясните почему2)Назовите историческую личность сыгравшую положительную роль в России 19 века, и объясните почему?
1)Назовите историческое событие сыгравшее положительную роль в России 19 века, и объясните почему
2)Назовите историческую личность сыгравшую положительную роль в России 19 века, и объясните почему.
Какую роль играла Россия в мире в 19 веке?
Какую роль играла Россия в мире в 19 веке?
Роль церкви в Средневековье (таблица)?
Роль церкви в Средневековье (таблица).
Эссе по теме роль россии в мировой экономике 20 века?
Эссе по теме роль россии в мировой экономике 20 века.
В чем отличия церкви 15 века от церкви 16 века?
В чем отличия церкви 15 века от церкви 16 века?
История России !
Заранее спасибо.
Вы находитесь на странице вопроса Роль церкви в 19 веке в России? из категории История. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.
На протяжении XIX в.
Положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I.
Важнейшие статьи петровского “Духовного регламента” были включены в “Свод законов”.
В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплялся давний союз церкви и государства.
Закон объявлял православие “первенствующей и господствующей” в России верой.
Император обязан был придерживаться только православного исповедания.
Он объявлялся “верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния”.
Это давало правительству право распоряжаться церковными делами, вплоть до догматических вопросов, и преследовать религиозное инакомыслие.
Закон разрешал исповедовать в России все религии, если они лояльно относились к существующему порядку.
Христианские исповедания имели преимущества перед нехристианскими, православие — перед всеми остальными.
Закон разрешал переход из нехристианских исповеданий в христианские и из “инославных” (христианских не православных) — в православие.
Переходы в противоположном направлении воспрещались.
Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться.
О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.
В середине XIX в.
Численность православного духовенства доходила до 60 тысяч человек.
Оно разделялось на черное (7 тысяч человек) и белое (53 тысячи).
Черное духовенство составляли монахи и монахини.
Из числа монахов назначалась высшая иерархия церкви — архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты) .
Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псаломщиков).
Высшим органом церковного управления являлся Синод.
Его члены назначались царем из видных иерархов.
Все важнейшие постановления Синода подлежали “высочайшему”утверждению.
Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер - прокурор — светский чиновник, представитель царя в Синоде.
Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства.
В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины.
Но полного слияния не произошло.
Церковь оставалась обособленной частью государственной машины.
Союз церкви и государства имел внутренние противоречия.
Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества.
Трения между Синодом и обер - прокурором никогда не прекращались.
Основным звеном местного церковного управления были епархии, по своей территории обычно совпадавшие с губерниями.
Во главе епархии стоял архиерей.
Среди православных архиереев встречалось немало искренних радетелей веры, стремившихся сблизиться с рядовыми верующими, знать их нужды.
Так, камчатский епископ Иннокентий объездил всю свою огромную епархию и лично познакомился со всем вверенным его попечению духовенством и почти со всей паствой.
Но многие церковные иерархии были далеки от основной массы верующих и от рядовых священников.
Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в.
Лишила монастыри больших земельных угодий.
При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел.
Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого “высочайшего”разрешения.
Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти.
Увеличивались и денежные капиталы монастырей — в основном за счет многочисленных пожертвований.
Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых — Троице - Сергиева и Александро - Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии) и другие.
Большую известность в народе получил монах Саровской пустыни Серафим (1760—1833).
Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение.
С той поры Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров.
В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.
Только небольшая часть белого духовенства получала государственное жалованье.
Большинство же “питалось от алтаря”, т.
Е. за счет платы за крещение, венчание и другие обряды.
Сельское духовенство пользовалось церковными землями.
Образ жизни деревенского священника мало отличался от крестьянского.
Многие священники сами пахали землю, терпели унижения и обиды от помещиков.