История | 5 - 9 классы
Церковный вопрос в России в XV вв(КРАТКО).
В чем состоит специфика отношений церкви и государства в России до и после церковного раскола?
В чем состоит специфика отношений церкви и государства в России до и после церковного раскола?
Выяснить почему в правительственной политике 16 века стоял вопрос о церковных землевладения?
Выяснить почему в правительственной политике 16 века стоял вопрос о церковных землевладения.
Перечислите религиозные восстания в России против церковной реформы Никонова?
Перечислите религиозные восстания в России против церковной реформы Никонова.
Ответе на этот вопрос по историичем была вызвана необходимость церковной реформы?
Ответе на этот вопрос по истории
чем была вызвана необходимость церковной реформы.
Как вы думаете , почему в 18 в в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?
Как вы думаете , почему в 18 в в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?
Помогите мне пожалуйста с одим вопросом?
Помогите мне пожалуйста с одим вопросом.
Заранее спасибо
название на высшие церковные должности.
История России?
История России.
6 класс.
Общественный строй и церковная организация на Руси.
Вопрос 1 Пожалуйста помогите.
Почему в середине 17 века в россии важным стал вопрос о необходимости церковных преобразований?
Почему в середине 17 века в россии важным стал вопрос о необходимости церковных преобразований.
Используя дополнительные материалы , составьте схему церковной иерархии в России при Петре 1?
Используя дополнительные материалы , составьте схему церковной иерархии в России при Петре 1.
Церковный раскол в истории России середины 17 века?
Церковный раскол в истории России середины 17 века.
(Причины раскола , сподвижники и противники раскола, итоги и значение для истории России) помогите пожалуйста.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Церковный вопрос в России в XV вв(КРАТКО)?. Вопрос соответствует категории История и уровню подготовки учащихся 5 - 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Конца XIV в.
Начинается острое политическое
противостояние церкви и светского государства.
Усилившись
экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь
стала претендовать на принятие самостоятельных независимых
решений.
Светская власть в лице великих князей вынуждена
была искать зачастую компромиссные пути.
В середине XV в.
Решалась и другая задача - независимости русской церкви от
константинопольского патриарха, которому она подчинялась
со времен христианизации Руси.
Вместе с тем возникла
угроза проникновения в русские земли католичества.
В 1439 г.
На Вселенском соборе во Флоренции была заключена
уния (союз) между православной и католической церквами под
главенством папы римского.
В работе Флорентийского собора
участвовал митрополит Руси, ставленник
константинопольского патриарха - Исидор.
Однако по
возвращении в 1441 г.
На Русь за поддержку унии он был
арестован Василием II, но бежал в Рим.
Лишь через семь лет
собор русских епископов избрал нового митрополита - не
присланного из Константинополя, а рязанского епископа
Иону, ставленника Василия Васильевича.
В 1453 г.
После
падения под ударами турок - османов Константинополя, право
выбора русского митрополита окончательно перешло к
епископату на Руси.
Началась автокефалия русской церкви.
Активно вмешивались в церковные дела и великие князья.
Однако представлять церковь того времени послушной и
беспрекословной нет оснований.
Наоборот, противостояние
церковной и княжеской власти в конце XV - XVI вв.
Подчеркнуло относительную слабость Московского
государства.
И это несмотря на то, что церковь в этот
период не была монолитной ни идейно, ни организационно.
Вторая половина XIV - XVI вв.
- время острых религиозных
споров.
По свидетельствам современников "ныне и в домех, и
на путях, и на торжищах иноци и мирьстии и вси сомняться,
вси о вере пытают".
Еще в XIV в.
На Руси появляются еретические движения.
Ереси - это религиозные учения, противоречащие
ортодоксальным догматам церкви.
Так, возникшая в 70 - х
годах в Новгороде ересь стригольников критиковала Библию и
сочинения "отцов церкви", отвергала церковные обряды,
осуждала возвеличивание духовенства.
Идеи стригольников
(происхождение этого названия неясно) содержали также
социальный протест : они выступали против закабаления
свободных людей.
Несмотря на преследования, сторонники
стригольничества (низшее духовенство и ремесленники)
встречались и в середине XV в.
Новая ересь (вторая половина XV в.
) получила название
ереси "жидовствующих", так как ее приверженцы обвинялись в
переходе в иудаизм.
Видимо, действительно, эти еретики
использовали какие - то сочинения иудейских авторов, в целом
оставаясь в пределах христианского вероучения.
Еретики - священники отрицали церковную иерархию, не
принимали догмат о троичности божества, считали ненужными
иконы и обряды.
Против еретичества повела решительную борьбу церковь.
Высшие церковные иерархи : новгородский архиепископ
Геннадий и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий -
призывали применить силу против них.
В 1490 г.
Ересь была
осуждена церковным собором в Москве.
Тем не менее она
проникла даже в великокняжеский дворец, и одно время
еретикам покровительствовал Иван III.
Но в 1502 г.
Он
окончательно порвал с ними.
Тогда новый церковный собор в
1504 г.
Осудил еретиков на смерть.
Однако в последующее
время под влиянием ереси "жидовствующих" находились так
называемые русские вольнодумцы : Матвей Башкин и один из
его соратников Феодосии Косой.
Внутреннее церковное движение связано и с такими
направлениями, как "осифлянство" и "нестяжательство".
В
центре спора между ними стоял вопрос о церковных
богатствах.
Теория "нестяжательства" зародилась в конце XV
в.
Среди монашества заволжских монастырей.
Их идеологом
стал Нил Сорский.
Он настаивал на необходимости строгого
использования церковных правил и обрядов, в целях
нравственного самоусовершенствования проповедовал ведение
аскетического.