История | 5 - 9 классы
Почему у петра 1 екатерины 2 так много критиков из числа современников и потомков.
Императрицей стала жена Петра 1 - Екатерина 1?
Императрицей стала жена Петра 1 - Екатерина 1.
Почему?
Почему современники считали Петра Первого настоящим гражданином?
Почему современники считали Петра Первого настоящим гражданином?
Почему смерть царевича Дмитрия вызывала душевный отклик у его современников и потомков?
Почему смерть царевича Дмитрия вызывала душевный отклик у его современников и потомков?
Почему смерть царевича Дмитрия вызывала душевный отклик у его современников и потомков?
Почему смерть царевича Дмитрия вызывала душевный отклик у его современников и потомков?
Почему до сих пор находятся критики реформ Петра?
Почему до сих пор находятся критики реформ Петра?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
За что современники назвали Великими Петра 1 и Екатерины 2.
(кратко)
СПАСИБО!
Можно ли назвать Екатерину 2 продолжателем дела петра великого?
Можно ли назвать Екатерину 2 продолжателем дела петра великого?
Почему?
Современники екатерины великой?
Современники екатерины великой.
Важность открытий Колумба для современников, потомков?
Важность открытий Колумба для современников, потомков.
Важность открытий Колумба для современников, потомков?
Важность открытий Колумба для современников, потомков.
Вы находитесь на странице вопроса Почему у петра 1 екатерины 2 так много критиков из числа современников и потомков? из категории История. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.
Екатерина II искренне верила в то, что ей действительно удалось добиться благоденствия если не всех, то по крайней мере большинства ее подданных.
Россия при ней стала как никогда сильной и могущественной, а новые законы должны были обеспечить всеобщее процветание.
Историки назвали ее царствование временем «просвещенного абсолютизма».
Так же называют правление ее современников – Фридриха II в Пруссии, Иосифа II в Австрии и некоторых других.
Но со временем в правильности такого определения стало возникать все больше сомнений.
С одной стороны, некоторые полагают, что оно применимо не только к Екатерине, но и к некоторым из ее предшественников и преемников.
Напротив, другие не уверены в том, что политический строй России этого времени вообще можно называть абсолютизмом.
Но не в названии дело.
Гораздо важнее понять, чем было это время в русской истории.
Между тем мнения и современников и потомков на этот счет разошлись, и разошлись подчас самым радикальным образом.
Наиболее известным критиком Екатерины из числа ее современников был, конечно, знаменитый историк князь Михаил Михайлович Щербатов.
Человек образованный и талантливый, он, как и многие его сверстники, прошел увлечение философами - просветителями и масонством, но с идеями социального равенства, проповедовавшимися и теми и другими, примирить свой дух гордого аристократа, убежденного в полезности крепостничества, ему не удалось.
За поисками идеала он обратился к далекому прошлому России, как ему показалось, нашел его и невольно стал сравнивать с тем, что видел перед своими глазами.
Сравнение оказалось не в пользу великой императрицы.
К тому же примешалось и уязвленное самолюбие человека, полагавшего, что по уму и рождению он достоин быть одним из первых лиц государства, но свое место видел занятым людьми случайными, то есть попавшими на него благодаря случаю.
И вот уже язвительный язык Щербатова бичует екатерининский двор за непомерную роскошь, погоня за которой ведет, по его мнению, к падению нравов.
«Мораль ее, – обвинял Екатерину Щербатов, – стоит на основании новых философов, то есть не утвержденная на твердом камени закона Божия, и потому как на колеблющихся свецких главностях есть основана, с ними обще колебанию подвержена.
Напротив же того, ее пороки суть : любострастна и совсем вверяющаяся своим любимцам, исполнена пышности во всех вещах, самолюбива до бесконечности, и не могущая себя принудить к таким делам, которые ей могут скуку наводить, принимая все на себя, не имеет попечения о исполнении и, наконец, толь переменчива, что редко и один месяц одинакая у ней система в рассуждении правления бывает».
Если Щербатов был по убеждениям консерватором и нравственные идеалы пытался отыскать в допетровской Руси, то среди дворянской молодежи было немало и таких, кто, читая те же книги, что и Екатерина, сделал из них совсем иные, радикальные выводы.
«Кто бы мог быть столько безчувствен, когда отечество от того страждет, чтоб смотреть с холодною кровью?
– вопрошал в письме к приятелю детских игр Павла Петровича князю А.
Б. Куракину полковник и флигель - адъютант П.
А. Бибиков.
– Было бы сие очень смешно, но по нещастию сердце разрывается и видно во всей своей черноте нещастное положение всех, сколько ни на есть добромыслящих и имеющих еще в душе силу действующую… Признаюсь вам, как человеку, которому всегда открывал свое сердце, что потребна мне вся моя филозофия, дабы не бросить все к черту и итти домой садить капусту…» Другой, также не видевший ничего отрадного в современной ему действительности, вольнодумец, ярославский помещик И.
М. Опочинин, решившись покончить с собой, в предсмертной записке писал, что «самое отвращение к нашей русской жизни есть то самое побуждение, принудившее меня решить самовольно мою судьбу».