История | студенческий
Охарактеризуйте сущность государственной доктрины «Москва – Третий Рим».
В чем суть "доктрины открытых дверей"?
В чем суть "доктрины открытых дверей".
Укажите правильный хронологический порядок?
Укажите правильный хронологический порядок.
Эти города выступали в качестве мировых духовных столиц Москва Рим Константинополь.
В чем причины успеха на выборах в государственную думу движения единство?
В чем причины успеха на выборах в государственную думу движения единство?
Охарактеризуйте политическое положение в России после президентских выборов 2000г.
Москва третий рим это ?
Москва третий рим это .
С кем из известных государственных деятелей можно сравнить Ивана третьего?
С кем из известных государственных деятелей можно сравнить Ивана третьего.
В чём сущность промышленного переворота?
В чём сущность промышленного переворота?
1. Принятие христианства в древнем Риме как государственная религия2?
1. Принятие христианства в древнем Риме как государственная религия
2.
Разделение римской империи на западную и восточную
3.
Разделение христианства на православие и католицизм .
:
Напишите об этом.
Какой язык был главным в Западном Риме и в Восточном Риме?
Какой язык был главным в Западном Риме и в Восточном Риме.
В чём заключается смысл теории "Москва - Третий рим"?
В чём заключается смысл теории "Москва - Третий рим"?
Кто является её автором?
На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Охарактеризуйте сущность государственной доктрины «Москва – Третий Рим»?, относящийся к категории История. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников студенческий. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.
Возникновение концепции «Москва - Третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея.
Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году.
В. Кожинов в своей книге «История Руси и русского слова» отмечает, что как псковитянин Филофей испытывал духовное воздействие близкого к преподобному Иосифу Волоцкому святителя Геннадия, который в 1484 - 1504 годах был архиепископом Новгородским и Псковским.
Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу, царскому дьяку М.
Г. Мунехину и царю Ивану Васильевичу сформулировал и обосновал доктрину «Москва – Третий Рим» в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества.
Первоначально идея превращения Москвы в третий Рим относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем "истинного христианства".
Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов - с религиозного провиденциализма в сторону идейно - политического обоснования возвышения Москвы как державы.
Филофей писал царю :
"Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать".
Таково, по мнению Филофея, "настоящее" и "будущее" русского государства, а с ним и церкви.
Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - Третий Рим".
Следует отметить, что идея Филофея объединила в себе черты весьма распространенной во всех христианских странах теории "Длящегося Рима", утверждавшей нескончаемость Римской державы вплоть до завершения земной истории.
В той или иной степени стремление заявить об идентичности своего государства с "римским царством" находит отголоски в общественной мысли разных народов западной и восточной Европы.
На Руси глашатаем этой идеи были русские книжники из рядов иосифлян, занявшие к началу 20 - х годов XVI века господствующее положение в русской церкви и официальной идеологии.
В развитие идей иосифлян формулировка Филофея вычленяла в теории "Длящегося Рима" новый аспект, связывающий роль Русского централизованного государства как единственной опоры православия со всемирно - историческим процессом.
В обозначенной Филофеем формуле были объединены и выражены, таким образом, две фундаментальные идеи : 1) преемства царств и 2) богоизбранности русского народа.
Обе они давали приемлемое для своего времени объяснение истории и обоснование возвышения Москвы, ее мессианской роли в будущем.
Современный русский историк Р.
Г. Скрынников отвергает предположение, что официальное признание доктрины «Москва — Третий Рим» следует трактовать как выражение Москвой претензии на роль центра новой мировой империи, преемницы древнего Рима и Византии.
С его точки зрения, поражение в Ливонской войне так ослабило Московское государство, что оно могло думать только о защите своих границ и возвращении утраченных русских территорий.
Он отвергает также предположение, что русская церковь могла в это время претендовать на руководство всемирной православной церковью.
Доктрина «Москва — Третий Рим», пишет Р.
Г. Скрынников, «выражала преимущественно стремление ликвидировать неполноправное положение Москвы по отношению к другим центрам православия.
Отразило новое соотношение сил внутри вселенской православной церкви».
Побежденная на поле битвы, разоренная войной и опричной политикой, переживавшая острый социальный конфликт Москва в конце XVI в.
Не могла претендовать на мировую империю и роль главы всемирного православия, но доктрина «Третьего Рима» не была тактическим требованием сиюминутной политики.
Она выражала глубокое убеждение в исторической, Божественной, миссии, представляя собой могучий духовный стимул, игравший важнейшую роль в будущем страны.