История | 10 - 11 классы
Линейный подход в исторической науке.
Формационный и цивилизационный подходы к исторической науке?
Формационный и цивилизационный подходы к исторической науке.
Расскажите что - нибудь кратко.
Охарактеризуйте основные подходы к периодизации исторического процесса?
Охарактеризуйте основные подходы к периодизации исторического процесса.
Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке?
Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке?
Приведите примеры .
Расскажите о целях и задач исторической науки?
Расскажите о целях и задач исторической науки.
Основные понятия исторической науки?
Основные понятия исторической науки.
Где и когда зародилась историческая наука?
Где и когда зародилась историческая наука.
Где и когда зародилась историческая наука?
Где и когда зародилась историческая наука.
Из каких отраслей состоит историческая наука?
Из каких отраслей состоит историческая наука?
Какие подходы к исследованию истории развивались в исторической науке ХХ в?
Какие подходы к исследованию истории развивались в исторической науке ХХ в.
В чем вы видите достоинства и слабости каждого из них.
На этой странице сайта, в категории История размещен ответ на вопрос Линейный подход в исторической науке?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества.
К линейному подходу к истории можно отнести различные варианты прогрессизма (Г.
Гегель.
К. Маркс) или регрессизма (философия Древнего Востока, экологический пессимизм).
Для этого подхода характерно акцентирование внимания на стадильно общие для всего человечества этапы.
Так в марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену общественно - экономических формаций : первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.
Поэтому марксистский подход к пониманию истории носит название формационного подхода.
Формации различаются способом производства материальных благ.
Способ производства - есть единство производительных сил и производственных отношений в ходе создания материальных благ.
Способ производства сост авляет основу общественно - экономической формации.
Смена общественно - экономических формаций объясняется наличием антагонистических противоречий между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями.
Переход от одной формации к другой осуществляется посредством социальной революции, которая разрешает эти противоречия и позволяет перейти к более высокой общественно - экономической формации.
Особенностью формационного подхода является взгляд на историческое развитие как единый линейный мировой процесс смены общественно - экономических формаций.
Среди современных вариаций линейного подхода к периодизации социальной истории можно выделить концепции постиндустриального общества (Д.
Белл, О.
Тоффлер, 3.
Бжезинский и т.
Д. ).
В основе данных концепций лежит выделение в истории развития человечества трех этапов :
1) доиндустриалыюго (традиционного) общества ;
2) индустриального общества ;
3) постиндустриального общества.
В традиционном типе общества (доиндустриалыюм), характерном для средневековой Европы и так называемых «третьих стран», ведущей сферой экономики является сельское хозяйство, а доминирующую роль играют церковь и армия.
Для индустриального общества (Европа XVI - первой половины XX века) характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
Основой индустриального общества являются капитал и труд ; ведущей сферой экономики - тяжелая промышленность ; ведущей социальной силой - буржуазия и пролетариат.
Постиндустриальное, или информационное общество, появляется в 60 - 70 - х гг.
XX века в США и Японии.
Для данного типа общества характерно создание экономики услуг, доминирование слоя научно - технических специалистов, центральная роль теоретического знания как источника нововведений и политических решений в обществе, создание новой «интеллектуальной» техники.
Ведущими научными отраслями становятся наукоемкие технологии, генетические исследования, биофизика и биохимия, компьютерные технологии, космические исследования и др.
Главной социальной силой в постиндустриальном обществе становится не класс, владеющий собственностью, а класс профессионалов, владеющих знанием.